В чём мораль сказки про Курочку Рябу?

Рассказываю полгода ребенку сказку про курочку Рябу на ночь, и каждый раз терзаюсь догадками, в чём же ее мораль.

Наконец, решила провести небольшое исследование на эту тему. И вот результат!

Во-первых, я узнала, что вариаций на тему сюжета сказки о курочке Рябе очень даже много. Вот примеры: http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B0

Попытки интерпретировать ее смысл также очень широки, от простых высказываний типа «что имеем — не храним, потерявши — плачем», «не жили богато, так и не чего начинать» или «старость – не радость: у них сил на двоих меньше осталось, чем у мышки» до целых притч, например, про любовь: «Лет 5 назад, когда я была студенткой, некая тетя-профессор рассказывала, что золотое яичко есть Любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Дед бил– пил, гулял…, бабка била – гуляла, полы не мыла и рубашки не стирала. Мышка-де – это маленькая такая гадость типа сплетни или какой бытовой мелочи. Мол, если Любовь долго и старательно бить, то для того, чтоб ее окончательно расколошматить, достаточно мелочи. Ну, а простое яичко – привычка, которую дед с бабкой получили вместо любви. Курочка Ряба, соответственно, Судьба или Высший Разум. И Ряба она потому, что рябая, т.е. черно-белая, т.е. сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни» или про экологический конец света: http://barmalei.livejournal.com/87435.html

Вот еще несколько трактовок: http://www.mirovozzrenie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=17&Itemid=215

Пожалуй, все эти интерпретации не лишены смысла, но самую правдоподобную расшифровку (как мне кажется) предлагает Е.Николаева в книге «111 баек для детских психологов« (если нет сил читать полностью, обратите внимание хотя бы на последние 5 абзацев):

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое».

Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал — то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.

• Дед и Баба хотели разбить яйцо?
• Если хотели, то почему плакали?
• Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
• Что было в яичке, когда оно разбилось?
• Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?
• Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?
• Что мы ожидаем от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.

Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?

Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.

Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.

Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.

Но сказка — только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь, ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты — такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.

Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.

Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.

Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?

Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами — древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, — символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь — только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой — Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип — заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.

Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение.

Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе. Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: «С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий»».

— Что вы чувствуете? — спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, — это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.

Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе. Это долгий путь — создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.»

А какая интерпретация этой сказки ближе всего Вам?

P.S. Вот еще несколько ссылок для самых вдумчивых и интересующихся:

Курочка Ряба: традиционалистский анализ русской народной сказки

АНАЛИЗ РУССКОЙ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА» В ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
символы, которые используются в сказке не являются случайными, а содержат знания о развитии народа в целом, и на информационном уровне соответствуют обрядам, обычаям, ритуалам . Их общее происхождение дает возможность расшифровать материал заложенный в сказке, понять основные переживания рассказывающего.

Русские намеки (к феноменологии русской сказки)
Чудо в этой сказке нужно только для того, чтобы деду и бабке было более понятно, что такое обыденность, насколько она ценна. Сказка рассказывается ребенку, чтобы объяснить ему, насколько ценно все, что нас окружает.

Известно, что большинство СКАЗок являются довольно недавними переложениями древних сакральных или космогонических текстов (СКАЗОВ), существовавших ранее вовсе не для развлечения детей.

По материалам форумов  http://wyksa.ru, http://www.nn.ru, а также http://ru.wikisource.org, http://www.mirovozzrenie.ru, http://barmalei.livejournal.com, http://nikulchikov.livejournal.com

Это будет Вам интересно:

В чём мораль сказки про Курочку Рябу?: 30 комментариев

  1. Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба.
    Раз снесла курочка яичко да не простое, а золотое.
    Дед бил-бил, не разбил.
    Баба била-била, не разбила.
    Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
    Плачет дед, плачет баба, а курочка говорит им:
    «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое».

    Думаю эта сказка предназначена для понимания в зрелом возрасте. В древние времена всё говорилось иносказательно, со скрытым смыслом, в расчете, что умный поймет, а дураку и не надо.

    Во-первых у слова «снесла» есть несколько значений, во-вторых в сказке не сказано что дед и баба били именно яйцо, в-третьих фразу: «бил-бил, не разбил», можно записать и по-другому: «бил-бил, не раз бил» — произношение ведь одинаковое…

    По поводу символизма:
    Дед и баба — символ семьи, связь с предыдущими поколениями, предки, род…
    Золотое яйцо — символ происхождения, потомства, возрождения, плодородия, бессмертия, чего-то очень ценного…
    Курочка ряба — «была у деда с бабой», «куриные мозги», «пестрая/модная окраска», легкомысленное молодое поколение?…
    Мышь — олицетворение зла, смерть, предательство, разрушения, войны… в древнегреческих драмах мыши — олицетворение чувственности и вожделения…
    Простое яйцо — тоже символ жизни, потенциальная возможность, семя, начало, но это уже после утраты золотого яйца…

    • Мне очень понравились последние описания сказочных символов. Очень трудно провести аналогию сказки со всем миром. Гораздо проще сопоставить все образы с малой ячейкой общества — семьей. Дед и баба — предыдущее поколение, предки. Одинокая курочка ряба, родившая «золотого» первенца. И, конечно же, как происходит в современных семьях, она отдает своё золото на воспитание деду и бабке. Вместо того, чтобы высидеть и обогреть любовью, ребенка начинают калечить морально. Беда в такай дом долго себя ждать не заставит. И, вот она, мышь возможно олицетворение различных соблазнов для неискушенного детского сердца и, притом ещё, надломленного воспитанием ни матерью и отцом, а, абсолютно естественно, не понимающими его родственниками.

      • Старик со старухой — это Адам и Ева, курочка ряба Святой дух, золотое яичко -это рай, который был дан Адаму и Еве,но они захотели познать добро и зло и сорвали плод с древа жизни и вкусили его, т.е.стали бить золотое яичко, яичко разбилось, Адам и Ева были изгнаны из рая, но в утешение получили от Бога прстую, земную жизнь, т.е. курочка снесла им простое яичко!!!

  2. Смысл сказок, прочитанных родителями или самой в детстве, доходил во взрослом уже возрасте.
    Об этой сказке я как-то и не думала, хотя и видела ее бессмыслицу.

    Но вот такой разбор…?

    Дозреваю…

    • Сказку как и многие с детства наизусть помню. На подсознательном уровне всегда понимала, что простое яйцо лучше золотого. Мораль сказки проста: золотое яйцо, символ богатства. Не стоит БИТЬся над достижением материальных благ, нет в них счастья. (т.е. били-били, ничего не добились). А пришло время или случай (образ мыши) и увидели, что нет в яйце золотом того, что надеялись обнаружить. Пустое оно, яйцо золотое. Вот и плачут, обидно и горько, что время и силы напрасно потратили. А яйцо простое — символ ПРОСТЫХ , но вечных ценностей ( добро, честность, преданность и т п). Над простым яйцом биться надо, и прибудет! А еще, простое яйцо не только съесть самому можно и насытиться, но и попробовать цыпленка вырастить, курицу, она яйца нести будет. Можно добром этим и с ближним поделиться…. Рассматривать можно как на уровне отдельного человека, так и цивилизации в целом. Для всех когда-нибудь настанет момент понимания внутренней пустоты золотого яйца.

  3. Начала своему ребеночку читать эту сказку и задумалась о ее смысле. Тридцать лет жила и принимала все как должное не задумываясь, иногда мелькали мысли, но только мелькали(((

  4. Счастье, привалившее деду и бабе, было им не по зубам, и оно ушло, как пришло. И взамен они получили свое, понятное и привычное, то, что полагается им по чину. Но, почитав про архетипы, думаю, что, наверное, дело много глубже.

  5. Философы блин, смысл сказки прост. Объясню на примере: Поставил плотник как-то в избу деду и бабке дверь которая открывалась во внутрь:). Поставил им дверь, а как она открывается не сказал…Дед стучал в дверь не открыл, баба била, била не открыла, задолбались короче они бить эту дверь сели от усталости, отчаяния и дум, сели и смотрят на неё. А тут кошка Машка гулять захотела, подошла к двери увидела небольшую щелку, аккуратно лапкой на себя дверь потянула, а дверь то и открылась. Плачут баба и дед, что такими глупыми стали рассказали всё это плотнику, а плотник улыбаясь им говорит не расстраивайтесь дед и баба, я поставлю вам другую дверь которая будет открываться наружу). Мораль сам натягивайте.

  6. Считаю смысл тут не такой замудреный. Никаких любви , судьбы и тп тут нет.
    На мой взгляд тут описывается зависть и глупость:
    Зависть: позавидовали мышке, что она смогла разбить яйцо, а они нет.
    Глупость: хотели разбить яйцо не зная даже для чего. Когда же оно разбилось стали рыдать (и не иначе как от глупости). Умные люди обрадовались бы, что их пероначальная цель — разбить яйцо — осуществилась.

  7. Дед с Бабой просто хотели есть, почему не смогли разбить-не знаю, но не суть, собрать сырое яйцо с пола, земляного, и сварить-пожарить? Извините…

  8. В белорусском варианте «курочки рябы» конец сказки очень неожиданный:после того, как заплакали дед и баба, начали скрипеть ворота, гуси закричали, сороки затрещали, собаки забрехали — короче, мировая скорбь по этому поводу. Идет волк, после созерцания всего этого тот завыл. Идет медведь, спрашивает у волка, чего тот воет. Волк ему все рассказал. Медведь послушал, проникся, подумал, что выть не умеет и решил оторвать себе хвост. С той поры он и живет с маленьким хвостиком.

  9. Сказку как и многие с детства наизусть помню. На подсознательном уровне всегда понимала, что простое яйцо лучше золотого. Мораль сказки проста: золотое яйцо, символ богатства. Не стоит БИТЬся над достижением материальных благ, нет в них счастья. (т.е. били-били, ничего не добились). А пришло время или случай (образ мыши) и увидели, что нет в яйце золотом того, что надеялись обнаружить. Пустое оно, яйцо золотое. Вот и плачут, обидно и горько, что время и силы напрасно потратили. А яйцо простое — символ ПРОСТЫХ , но вечных ценностей ( добро, честность, преданность и т п). Над простым яйцом биться надо, и прибудет! А еще, простое яйцо не только съесть самому можно и насытиться, но и попробовать цыпленка вырастить, курицу, она яйца нести будет. Можно добром этим и с ближним поделиться…. Рассматривать можно как на уровне отдельного человека, так и цивилизации в целом. Для всех когда-нибудь настанет момент понимания внутренней пустоты золотого яйца.

  10. …в яйце простом — жизнь, и все что для жизни нужно! Яйцо золотое (власть, богатство и блага материальные) — внутри пустое!

  11. Интересна такая интерпретация: «яйцо, не простое, а золотое» — это женская яйцеклетка, которая не по зубам старикам, но поддалась мышке-сперматозоиду, который разбивает яйцо легким движением хвостика. Видимо, так иносказательно детям преподносился процесс оплодотворения. Нельзя не признать — мудрое решение «вечной родительской проблемы».

    • Давайте мой вариант рассмотрим:
      Дед и бабка тупо хотели есть — курочка снесла яичко и получилось оно золотое — а есть то все равно хочется вот его и пытались разбить (это ответ на вопрос зачем пытались разбить).
      Мышка яйцо уронила и оно разбилось на полу — полы в те времена были земляные (а даже если и на доски) и то что осталось от яйца все равно нельзя скушать — вот и плакали все.
      Скорлупу, впрочем как и яйцо все равно нельзя было им продать как золото — посадили бы их в кутузку — ну где это видано чтоб у крестьян золото водилось, в лучшем случае медяки ну или серебряная монетка передавалась из поколения в поколение.
      Ну курочка и пообещала им снести простое яйцо — чтоб с голоду не умерли.
      Эта моя интерпретация сказки в укороченном варианте.

      • Конечно понятно, но в вашей интерпретации не понятно почему дед с бабкой не смогли разбить, а мышка с могла.

  12. Мне сын трехлетний сказал: сами хотели разбить, вот и плачут. Потом добавил, что может ничего не нашли в яйце. У детей спрашивайте, если самим не понять)))

  13. Уведомление: Опыт №8: Скрытый смысл «Курочки Рябы» разгадан. Зашифрованное Обращение к Человечеству?! « Цифра

  14. Смысл тут простой и вы все лезете в дебри. На откуда у русского ивана понятия о том что мышь это Бог, или там Яйцо — жизнь.
    Смысл в том, что нам, людям в принципе не нужно собственно яйцо. Нам нужно то что внутри. Вот и Деду с Бабкой из жадности нужно было то что внутри (Ничего себе, раз яйцо золотое, то внутри вообще какая то прелесть). Когда Дед с Бабкой не могли разбить это яйцо, то как бы сам Господь их уберегал от неправильного выбора. Но увидев их настойчивость, сделал это яйцо настолько хрупким что даже Мышка смогла разбить его своим тонким хвостиком. В итоге из жадности Дед с Бабкой лишились всего.ю

  15. Так вот в чём смысл ВСЕ интерпретируют и понимают эту сказку по своему то что хотят увидеть и каждый раз по новому, получаешь то что придумываешь!

  16. Жрать хотели.Яйцо получилось не белым,как привыкли,а жёлтым,то бишь золотым-недавно курицу купили,какие яйца несёт,ещё не видели.Скорлупа твёрже,видать,была,с первого раза не разбилась.Выхватывали друг у друга:»Я разобью!»»Нет,я!»Яичко разбилось…»Ты разбил!»»Нет,ты!»Тут мудрость женская включилась(надо же мирно сосуществовать):»Да нет,дед,это просто мышь хвостом скинула,не виноваты мы,давай цём»…

  17. Инопланетяне (как в Махабхарате или Видении Иеезекиля) подарили этим аборигенам айфон (или какой-то другой подарок — фонарик, часы, планшет, в общем нечто высокотехнологичное, хрупкое и непонятное). Что еще русский человек может делать с этим, если инструкции нет, а действия забыли или не поняли? Только колотить. А разбилось от мышки — возможно на камень упало.

  18. Старик со старухой — это Адам и Ева, курочка ряба Святой дух, золотое яичко -это рай, который был дан Адаму и Еве,но они захотели познать добро и зло и сорвали плод с древа жизни и вкусили его, т.е.стали бить золотое яичко, яичко разбилось, Адам и Ева были изгнаны из рая, но в утешение получили от Бога прстую, земную жизнь, т.е. курочка снесла им простое яичко!!!

  19. Думаю так:

    Курочка — это Бог. И получали дед с бабкой что-то (яйца), но в принципе были недовольны. Нормально конечно, хочется большего. Ну например не одно яичко, а парочку. Ну и вобще как-то улучшить свои условия.
    И вот Бог (курочка) решил помочь — послал им золотое яичко. Если правильно распорядиться им — то можно получить то что хотелось да и то, о чем даже не мечталось.
    Но сознание деда и бабки не смогли в этом увидеть что-то необычное, они восприняли это как обычное яйцо, еду. Начали его долбить и так и эдак, но оно не поддавалось. Что только раздосадовало стариков. Жрать то хочется. А тут какое-то яйцо неправильное — хрен разобьешь.
    Бог посмотрел на это и подумал — вот идиоты. Ладно попробую еще помочь. Воплотился в мышку и разбил яйцо. Ну что мол тогда у них мозг включится. А то разобьют, сожрут, а скорлупу выкинут.
    Ну бабка с дедкой зарыдали и Бог понял что это бесполезно. Ничем не поможешь. Воплотился в курочку и сказал ладно хер с вами ешьте обычное яйцо и не выпендривайтесь.

    Сказка о том, что если мыслить даже правильными стереотипами, шанс который дается многократно мы в упор не видим и не можем перейти на качественно новый уровень.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree