Н.М. Аносов, глава из книги «Здоровье и счастье ребенка»
Николай Михайлович Амосов — советский и украинский кардиохирург, учёный-медик, литератор. Автор новаторских методик в кардиологии, автор системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»), академик АН УССР (1969) и Национальной Академии Наук Украины, Герой Социалистического Труда (1973).
«Судьбу нации и страны можно изменить, если наладить раннее обучение детей», — так сказал один, к сожалению, не знаменитый энтузиаст. Кажется, все дети одинаково развиваются в ранние месяцы: улыбаются, держат головку, произносят первые звуки… Небольшие различия обычно относят за счет врожденных качеств. А оказывается, и для младенцев очень важна среда. Кажущаяся одинаковость первого года объясняется тем, что ребенку нужны небольшие воздействия, и они есть в любой семье. Никто не пробовал выключить или коренным образом изменить эти воздействия. Но жизнь в разные времена в разных местах провела такие эксперименты. Достоверно известно о десятке детишек, потерянных в лесу или похищенных и воспитанных животными, потом спасенных людьми. («Маугли»)
Основная черта: они все оказывались страшно недоразвитыми, и последующие их воспитание и образование были неэффективными. Если дети возвращались в человеческое общество после 5-6 лет плена, то их с трудом удавалось выучить ходить вертикально и говорить несколько десятков слов.
Противоположные попытки — ускорить развитие — не были столь демонстративны, но и методология их не установилась. Видимо, все дело в дозировке воздействий: они, как мы уже не раз говорили, должны опережать созревание, но не слишком, и не перегружать мозг неприятными эмоциями.
Есть несколько крупных научных авторитетов, уже давно настаивавших на возможности развить интеллект путем ранних целенаправленных усилий. Прежде всего советский психолог Лев Семенович Выготский. Его книга «Мышление и речь» вышла в 1934 г. через несколько месяцев после смерти автора. В ней он доказывал, как важно рано учить детей понимать речь и говорить. «Когда ребенок не знает названий вещей — он как бы не видит их».
Добродетели у нас какие-то абстрактные, зато недостатки очень конкретны.