Противникам методики Домана посвящается…

Встречая на форумах о раннем развитии негативные отзывы о методике Домана, обычно сильно удивляюсь их необоснованности и дилетантству.

Странно, но такое впечатление, что пишут те люди, которые либо ее никогда не применяли на практике сами, либо «запуганные» мифами о раннем развитии родители, которым лениво разобраться в сути или самим заглянуть хотя бы в одну из книг Домана, либо это просто заказные статьи, цель которых реклама других методик и пособий.

К сожалению, в каждом форуме на каждую реплику не ответишь, поэтому решила создать этот пост.

На днях получила в рассылке на тему раннего развития очередной нелестный отзыв о методике Домана. На примере этой рассылки и хочу разобрать самые распространенные мифы об этой методике.

В начале выпуска рассылки дано описание самой методики, оно достаточно корректно, поэтому оставляю его без изменений. Дальше синим цветом буду выделять заявленный в рассылке тезис, а красным — свой комментарий к нему.

Итак, начнем…

«Еще совсем недавно большинство родителей и не помышляло о том, чтобы самостоятельно учить своих маленьких детей, а сегодня раннее развитие стало реальностью нашей жизни. Все больше родителей повторяют вслед за японскими педагогами: «после трех уже поздно». В популярных журналах для родителей обсуждаются достоинства и недостатки различных систем раннего развития. Пожалуй, самое неоднозначное отношение вызывает методика Глена Домана.

Все началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом — слова, картинки … Метод сработал. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день по десять секунд — десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.). По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво.

И все-таки, в опыте Домана многое настораживает. Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.

Неправда! Во-первых, сейчас есть много хороших пособий с уже готовыми карточками и даже 10-уровневыми «битами информации». Например, пособия «Умницы». Так что времени на подготовку материала уходит не много. Кстати, необходимость каждодневной минимальной подготовки к занятиям (подобрать и разложить карточки для следующего дня занятий) хорошо дисциплинирует маму. Согласитесь, лучше на 10 мин в день больше времени потратить на обучение ребенка, чем на лазание по Интернету.

Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, «отвлекаться на посторонние вопросы» — не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше.

Во-первых, в первый год трудно вести с ребенком диалог, он скорее от природы еще больше пассивно воспринимает информацию.

Во-вторых, никто не мешает вам вести с ребенком диалог, если он уже немного подрос и способен спросить: показали карточки, а потом обсудили возникшие у ребенка вопросы. Почему нет? Никаких абсолютных отрицаний возможности диалога с ребенком в методике Домана нет.

Методика Домана – это всего лишь один из способов подачи информации, который вовсе не исключает другие способы общения и развития ребенка.

Вы же не возмущаетесь, когда в школе учитель рассказывает строение человеческого скелета? Ведь при этом ученик тоже пассивно воспринимает информацию! Вы скажете, что дома он ее почитает сам, это уже будет активный способ, потом расскажет на уроке, тоже активный. Да! Но исходно идет пассивный способ, а потом закрепление активными! Так вот, методика Домана – это та первая пассивная ступень! А дальше никто не мешает вам показать ребенку реальную книгу, дать ее в руки, или попросить принести вам мячик. Просто когда ребенку всего несколько месяцев и он еще не умеет даже ползать его еще сложно попросить что-то сделать, поэтому активно изучать и не получается, получается только пассивно «впитывать» информацию! Вы же не будете спорить, что полезно разговаривать с ребенком с рождения, объяснять, когда его одеваете, кормите, что в этот момент вы делаете. Хотя он еще и не понимает большей части того, что вы говорите! Тем не менее вы почему-то это делаете! А чем хуже тогда не только произносить вслух, но и показывать написание производимого действия?

В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту.

Во-первых, методика Домана предполагает сначала научить ребенка читать (без картинок), т.е. активировать не только схему восприятия информации предмет — озвученное название, но и схему предмет — письменное название, а потом уже переходить к показу «битов интеллекта», т.е. картинок с подписями.

Во-вторых, по методике Домана сначала показывают текст, а потом картинку, так что непонятно, почему это должно препятствовать формированию текстового мышления. В любом случае, все дети сначала рассматривают книги с картинками, пока не научились читать. Это тоже не нормально? Почему-то смотреть на картинку и слушать мамино объяснение, что там нарисовано – это нормально, и не мешает в дальнейшем самостоятельному анализу воспринятого на слух текста, а вот картинка с подписью почему-то мешает дельнейшему самостоятельному анализу письменного текста. Где логика? Схема та же! Просто пути донесения информации разные: аудиальный (мама объясняет картинку) и визуальный (показываем надпись).

Да, и сказки тоже, кстати, никто не отменял! Читайте, рассказывайте! Ведь занятия по Доману займут у вас не более 10 минут в день!

Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места.

Конечно, мама обязательно должна играть с ребенком в традиционные потешки, пальчиковые игры, а также заниматься рисованием, лепкой, гулять и т.п. И на всё это у нее есть масса времени! Говорю из собственного опыта! Моему ребенку сейчас 11 месяцев, занимаемся с 3 месяцев, занятия занимают не более 10 мин в день, при этом мы занимаемся математикой, чтением и энциклопедическими знаниями. Т.е. в день я показываю порядка 20 слов з раза в день, 12 предложений также 3 раза в день, 9 примеров (по 3 примера 3 раза в день) и 20 карточек с энциклопедическими знаниями (4 темы по 5 карточек). Так что времени на всё остальное остается предостаточно! А тем мамам, которым его  всё-таки не хватает я бы посоветовала сократить на 30 мин в день пребывание в интернете или телефонные разговоры.

Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации.

Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье.

Про отсутствие времени на другие занятия, в том числе и на общение со сверстниками, уже неоднократно упоминала, что это неправда! Занятия по Доману занимают порядка 10 мин в день. Даже если вы уже рассказываете ребенку 10-ю ступень «битов интеллекта», это займет не более 30 мин в день.

Да, для детских садов этот метод не подойдет, потому как он предполагает индивидуальные занятия и призывает подстраиваться под собственного ребенка, потому что всё равно каждый ребенок воспринимает информацию с разной скоростью, кто-то 20 слов в день может выучить, кто-то 10, а кто-то и 40. Тут только мама в тесном контакте с малышом сможет определить степень его «информационного голода» и сможет вовремя скорректировать занятия под нее. Но я не вижу ничего плохого в том, что методика не приспособлена для детских садов! Лучший учитель для ребенка – это мама! И методика рассчитана в первую очередь на занятия до 3 лет, когда ребенок ДОЛЖЕН находиться с мамой, а не на попечении у детсадовских нянечек. Если же у мамы есть большое желания года в полтора избавиться от ребенка отдав его в детский сад (пусть там его научат!!!), то о каком раннем развитии вообще можно вести речь? Вообще не очень понятно, зачем рожать ребенка, если считать, что его научат и воспитают без вашего участия? Т.е. вы рожали ребенка для государства, а вам он в-общем-то не нужен?

Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно незачем играть в обычные детские игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные «взрослые» проблемы.

А вы давно наблюдали за тем, как ваш ребенок играет в игрушки? Насколько хватает его заинтересованности, когда вы приносите новую игрушку? 30 секунд, минута? Вряд ли больше 2 минут… Не задумывались почему? А почему у вас в доме горы игрушек, а ребенок при этом все равно вместо того, чтобы часами играть с ними самостоятельно, бежит в вам, дергает за юбку и стоит-канючит МАМА?

Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша «бесполезных» кукол и машинок мы превратили бы его в холодноватого «знайку», не способного к нормальным человеческим эмоциям и переживаниям.

Вот именно, что «спонтанная»! Т. е. когда ребенок, играя с карандашом, способен вообразить, что это самолет! Куклы и машинки, как впрочем и методика Домана тут не при чем…

К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

Каждый ребенок индивидуален! И абсолютно нормально адаптировать методику под него. Именно поэтому методика Домана не пригодна для детсада! Только мама сможет ее адаптировать под своего ребенка. Как впрочем, и любую другую методику! Нежели вы встречали методики, которые одинаково хорошо работают для разных детей в первозданном виде? Быть может, вы еще станете утверждать, что таково является система нашего школьного образования? Отчего же у нас тогда так мало отличников? Неужели кругом рождаются одни тупицы? Или всё-таки стоит пересмотреть общепризнанные принципы образовательного процесса?«

Надеюсь, этот пост окажется полезен «сомневающимся» родителям. Если есть еще вопросы по методике, если остались какие-то сомнения или Вы не согласны с моими доводами, с удовольствием продолжу обсуждение в комментариях.

Искренне Ваша, Федорова Дарья

P.S. Продолжение статьи и трансформации моего мнения о методике читайте здесь:

Что человеку нужно для счастья? (или Наши занятия по Доману. Окончание…)

Это будет Вам интересно:

Противникам методики Домана посвящается…: 27 комментариев

  1. Полностью согласна с автором поста. Моему старшему сыну сейчас 22 года. Я занималась с ним по доману в 5 лет. Это поздно. В результате он через пол года читал титры (бегущую строку) после мультиков. Карточки тогда я делала сама и только слова.
    Сейчас со мной малыш 8 месяцев. Купили наборы фирмы Умница. Очень доольны. Малыш прекрасно показывает поведением, что то или иное слово он уже знает и отворачивается. Ему очень нравятся призентации с компьютера.
    Малыш показывает сколь серьезное занятие — познание окружающего мира.
    Гора игрушек у бабушки интересует малыша с точки зрения разбрасывания минут на 5 — 7.
    А потом ему опять нужна новая информация.
    представьте взрослого. который смотрит одну и туже программу новостей 15 раз.
    А ребенку показывают одно и тоже сотню раз, отупляя приговорами что это и как называется.
    Сейчас пару раз в день с малышом на руках прохожу по квартире и в стиле показа карточек четко произношу название того или иного предмета. Если он не хочет брать этот предмет в руки — идем дальше. Заметно картина мира у сына упорядочивается.
    Насчет самоотверженности мамы. Да, 90% времени в сутках я с малышом.
    Еще в первые дни после его рождения я очень остро почувствовала, что у меня, для меня явилось чудо. Так какие могут быть другие дела, более важные, чем занятия с малышом? Пройдет год, два и это чудо будет убегать в мир.

    • Зоя, спасибо, что делитесь с нами своими успехами! Пусть примеры Ваших деток вдохновят все еще сомневающихся мам на активные действия! Абсолютно с Вами согласна, что малыш для мамы — это самое главное! С нетерпением будем ждать новостей про успехи Вашего младшенького! :)

  2. :) моему сыну 11 месяцев, и вот чем я могу «похвастаться»: мы научили его ползать с помощью трека по Доману за 1 неделю в 4.5 месяцев!!! это просто потрясающе!!! тогда, когда большинство его сверсников не могла самостоятельно передвигаться — наш сам выбирал себе маршруты и обьякты исследований :)) через полгода ползания он пошел…мы так вдохновились этим опытом, что теперь я мужем делаем и продаем треки для ползания….мы в самом начале большого пути, но я верю, что когла нибуть все родители нашей и не только нашей страны смогут убедиться, что их ребенок МОЖЕТ ползать уже даже в 3 месяца…и это будет считаться нормой!! то есть мы с мужем абсолютно согласны с товарищем Доманом, что умственное развитие должно идти паралленьно с физическим…одно дополняет и обогащает другое!!!

    • Александра, спасибо, что поделились своим опытом! Я думаю, он вдохновит наших мам на ранние занятия с малышом!

  3. Мы тоже занимаемся по Доману, с 9ти мес. НО у меня вопрос — можно ссылки на тех родителей чьи дети научились читать обучаясь ТОЛЬКО по Доману? на официальном форуме ооочень много информации а у меня нет времени перелопатить ее всю(((

    • Почитайте дневнички вот этих мам или напишите им свои вопросы:

      http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=306

      http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=360

      http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=159

      Вот еще раздел про результаты обучения на официальном сайте «Умницы»: http://www.umnitsa.ru/story/

      Хотя, боюсь, придется Вас разочаровать: редко, кто занимается ТОЛЬКО по Доману. Обычно мамы подходят комплексно к раннему развитию, и кроме методики Домана, занимаются также пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, художественным развитием (рисование, аппликации, лепка), физическим развитием (кувырки, хождение по брусу, верчение-качание-подбрасывание ребенка и т.п. — хотя у Домана физическому воспитанию уделено как раз немало внимания) и различными пособиями (Школа семи гномов, блоки Дьенеша, различные паззлы, палочки Кюизенера, домашний театр, мультфильмы на иностранных языках) и т.п.

  4. Полностью согласна с автором, тут и писать нечего. Любым детским пособием можно Перегрузить голову ребенка (если родитель невменяемый), любое пособие может отбить желание заниматься, если перегружать ребенка. Методика Домана — это всего лишь инструмент. Как молоток. Никто не требует от купившего молоток — долбить им каждый день. КТо-то его вообще никогда не использует, а кто-то пару раз гвозди забьет, а кто-то мастерить любит.
    Бояться методики Домана просто глупо, а знакомство с ней безусловно облегчит жизнь родителям и разнообразит жизнь ребенка. Заметьте в Школе очень много занятий, когда ребенку показывают Карточки, Плакаты, Пишут на доске задание, Билеты на экзаменах — Можно считать, что это своего рода Привыкание.
    Не хотите перегружать ребенка??? Не надо ему давать заучивать Все цвета (переживет он без охры, турмалинового и тп.) НО есть дети, которые могут этим заинтересоваться — а какая мама знает все? Эти методики — всего лишь помощники для родителей.

  5. А по поводу игрушек — Я считаю детям нужно Все и играть и познавать. Мало ли, что считает Доман, в школе тоже считается, что читать книги, писать, решать — основное и школа практически не уделяет внимания отдыху на пляже, катаниям на аттракционах и тп. Н это не значит, что ребенку это не нужно. Если ваш ребенок откажется от игрушек сам, после интересных занятий с Доманскими методиками — ну и хорошо, а если он будет совмещать — то еще лучше, О чем спорить тут не понятно.

  6. Дарья, доброго времени суток. Я тоже читала эту статью на одном из сайтов и, кстати, согласна с вами. Хотя читала только методичку по обучению «Чтения с пеленок». Заинтересовало чтение и математика. Хотела сама сделать карточки, но не могу найти методичку для занятий по математике.
    Поделитесь, пожалуйста, вашими успехами сейчас. Вашему малышу уже почти 3 года — очень хочется узнать чему же он научился? Можно написать в личку, если так удобнее будет.
    Что смущает меня: не будет ли у ребенка потом проблем в школе? Во-1 ему может там быть очень скучно. Во-2, может пойти конфликт месту методиками обучения дома и в школе.
    И еще, не смогла найти ответ на свой вопрос, может вы подскажете. Когда покажешь все-все карточки по одному разу, делать новые? Ведь слова надо показывать на протяжение всего периода обучения.

  7. Дарья, я согласна с Вашей фразой: — Лучший учитель для ребенка – это мама. Возможно, ребёнок и не научится читать по Доману, но то что память разовьётся — факт. :-)

  8. Автор очень даже прав, никто ведь не может заставить маму заниматься только по Доману. На мой взгляд, методика Домана отлично развивает память, именно потому хочу заниматься со своим ребенком по этой методике, а остальное все конечно остается….и нежности и гимнастика

  9. А я не понимаю, как тысячи поколений росли и прекрасно развивались без всяких методик, Вы сами во сколько лет читать научились? Я в семь, когда пошла в школу, как и многие мои сверстники, мы заканчивали университеты, защищали кандидатские и ничуть не страдали от того, что ползать начали в год, а не в четыре месяца.

  10. Всем здравствуйте.
    Вообще, честно говоря, зашел сюда не случайно, как и на многие другие сайты, в поисках хоть более-менее толкового и нормального аргумента (о фактах я вообще молчу) — в чем вообще суть «великого» нейрофизиолога Домана. Вот что касается критики — она как раз представлена профессионально и профессионалами. Да, над ней надо много думать и вникать, но вдумавшись, начинаешь понимать что к чему. Что касается «методики» Домана — то не вижу никакой методики, кроме как попытки поставить рядового физиотерапевта с претензией на нейрофизиолога.
    «C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью.… Метод сработал. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили.» Кто-то может профессионально подтвердить, что «метод сработал»? Или он сработал, по мнению Домана, который посчитал, что метод сработал благодаря ему.
    Ситуация с «методикой» Домана всегда выглядит так, что о том, что срабатывает «его методика» говорят либо его команда (еще бы у команды что-то не сработало, благодаря им) — достаточно псевдонаучный подход, либо в очередной раз мамочки расплываются в восторге, что после того, как ребенок не ползал — он вдруг начал ползать — так это все больше говорит о дилетантстве нас, родителей, чем достижениях Домана. Простите, мы смеемся, когда слышим выражения «свобода лучше, чем несвобода», и в голову не приходит прислушаться к выражению «нейрофизиолога» :»мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает.» Я не нейрофизиолог, всего лишь папа ребенка-инвалида (ДЦП), правда, грамотный, интересующийся человек, и то понимаю (из моих познаний в примитивной анатомии, биологии, физиологии человека), что мозг в любом случае растет и развивается, потому, что в любом случае ОН РАБОТАЕТ. Если мозг не работает — то, извините, развиваться будет не кому.
    Раннее развитие? Ну, возможно, у кого-то оно происходит раньше, у кого-то нет — есть необходимость торопить события? Вы так сильно хотите отнять детство у своего ребенка? Вам так необходимо, чтобы в 4-5 месяцев он ползал, в 6 месяцев ходил, в год умел читать-писать, в три вы его отдадите в спецшколу, в 13 он ее закончит, в 18 будет писать диссертации… Господа, остановитесь, дайте просто пожить и порадоваться жизни ребенку, оставьте ему детство. Когда я спросил нашего ведущего врача-невропатолога:»Что должен уметь делать мой ребенок, чтобы хоть как-то ориентироваться на процесс развития?», он ответил мне гениальной фразой:»Ребенок никому ничего не должен!». Не надо за него ничего делать, стараясь заставить его делать то, что «должен» уметь делать — любой рядовой толковый терапевт вам скажет, что ребенка надо заинтересовать — и в месяц, и в 6 месяцев, и в год, и в 18, и в 30 лет, но именно заинтересовать, найти подход к тому, чтобы у ребенка был стимул тянутся к тому, что хочется ему — и вам ДОЛЖНО хотеться то, что хочется ему, а не наоборот. Все эти «методики» Домана, паттеринги (извините, если неправильно называю, но суть от этого не меняется) — всего лишь примитивные упражнения начинающих тренеров ЛФК, не более того. Мы много ездили по санаториям, лежали в больницах, клиниках — почти везде, где мы были, мы встречали высоко профессиональных мастеров ЛФК, и все эти упражнения даже в основе не стоят с тем, что они делают с детьми. Но Доман тут ни при чем. Они это делают не для того, чтобы малыш запомнил, что надо делать самому после того, как дядя ежедневно на этом настаивает, а совсем наоборот — эти упражнения направлены как раз на убирание спастики, развитие мышц, снятие напряжения и многое другое, что очень необходимо нашим детям. Надо ли этим продолжать заниматься дома? Надо, безусловно надо! Но как бы мы не тужились, не пыжились, дорогие родители, мы все равно можем лишь закреплять результат того, что делают мастера, и усердие, которое советует Доман, применяемое к занятиям с ребенком, только вредит, убирает интерес малыша к занятиям, вызывает лишние напряжения, боли и т.д.
    Все приспособления, опять-таки, «Домановские» уже существовали и были и есть в использовании в развитии ребенка еще до сороковых годов, когда молодой «нейрофизиолог» обратил на них внимание и внес в свою методику. Выгляните за окно и подумайте — стоит ли вам покупать горку Домана, или лучше выйти с утречка на улицу во двор, где гуляют детки разного возраста и прямо напротив вашего окна стоит 2-3 таких горки, 2-3 качели и т.д. Если их нет — сходите не к Доману, а в Комитет по социальной защите вашего региона, напишите там заявление на то, чтобы горки напротив вашего окна были! Нам поставили — катаемся, ползаем и т.д. И не только на горках — качели, всевозможные приспособления используем как вертикализаторы, ходим по травке и т.д., словом, Доман — отдыхает. Сходите в магазин, купите обычные нормальные, красивые книги с картинками, буковками, интересными сюжетами и читайте вашему родному чаду — но читайте так, чтобы было интересно не только ему, а чтобы возле вас собралась целая ватага детворы. Сделайте все, чтобы ваш ребенок как можно больше смеялся и радовался — чему угодно — дети плохому радоваться не умеют! Короче, я сейчас тут такую методику разведу, о которой мы все родители знаем, и если любим (не жалеем, а любим) своего ребенка каждый день ее применяем.
    Что же касается специфических отклонений — ни в коем случае ни к какому Доману, Бажене или еще какому-нибудь экспериментатору — потратите деньги (много), получите кучу ненужной никому информации чисто специфического свойства в которой вы ничего не понимаете и будете вынуждены, чтобы как-то договориться со своей совестью, утверждать, что «метод сработал», иногда просто до пены на губах, хотя понимаете, что ничего не сработало — просто ребенок сел, пополз, пошел, начал говорить, писать, петь и т.д. не тогда, когда этого хочет кто-то, а тогда, когда приходит время, его время, и мы, родители в этом времени соучастники ребенка, его партнеры по игре (хорошо, если дома еще есть дети, воспитанные любить и играть со своими особыми братиком или сестренкой). Все специфические заболевания и отклонения лечат профессиональные врачи, и желательно без «особых» мировых методик. Просто рядовые хирурги, офтальмологи, невропатологи, ортопеды, реабилитологи, тренеры ЛФК, массажисты и т.д. Вот к ним и надо идти за помощью. Я давно уже понял и разобрался, что, например ДЦП — это, в общем, не само заболевание, это, что ли определение общего состояния человека — поэтому он и не лечится. Невозможно вылечить общее состояние человека. Но при форме ДЦП у ребенка есть много индивидуальных, именно болезней, которые как раз лечат разные врачи. Именно поэтому нет ни одного врача, который бы мог вылечить один (или даже с командой) ребенка ДЦП — думаю с другими болезнями этого профиля то же самое.
    Ну и самое последнее — для того, чтобы вообще иметь представление о «методике» Домана, мне пришлось прочитать несколько его книг — я такой же родитель своего ребенка как и вы и тоже хочу найти некое чудо, которое помогло бы мне поставить его на ноги. Могу сказать, что мне его книги чем-то напомнили книги по дианетике — самой изощренной пирамиды для «лохов», которые готовы потратить свою жизнь, переходя от уровня к уровню (которые определил папа Доман), собственно наплевав на свою собственную жизнь. Нет, пожалуйста, если вы, действительно, не хотите рисовать тысячи картинок, писать ежедневно сказки, выполнять совершенно непонятные (но объясненные Доманом) упражнения — вы можете все это приобрести за деньги (хорошие) и даже пригласить вместо себя людей-домановцев, которые будут заниматься с вашим ребенком (тоже за хорошие деньги). В конце концов, вы можете вместо того, чтобы отдохнуть с ребенком на море, прокатившись до него на комфортабельном поезде в купе-люкс, поехать опять-таки на лекции по «методике» домана, где ежедневно, снова, под присмотром и контролем вы будете слушать всякую чушь, в общем-то ничего в ней не понимая (и никто не даст вам времени даже усомниться в том, что все это примитив и не имеет никакого отношения к лечению такого серьезного заболевания), снова трудится с утра до вечера, мучить физическими домогательствами (упражнениями это назвать сложно) своего ребенка, пару часов ночью серьезно обсуждать, как это все помогает и т.д. и так каждый день. Мазохизм какой-то. Нет, если вам это приятно, то зачем все это навязывать своему ребенку — живите и дайте жить своему ребенку! Да это не лозунг Домана — это обычная житейская философия, но именно она и развивает мозг человека, а не насилие — ты должен! Помогать нужно тогда, когда в вашей помощи нуждаются, и точно понимать чем вам нужно помочь, что от вас требует тот, кому вы собираетесь помочь. «Господи, дай мне сил делать то, что могу, мужества не делать то, чего не могу, и мудрости — отличать одно от другого»! «Не навреди!» Многие говорят — но ведь хуже не будет — не хочу никого пугать, поэтому не скажу — поживете-увидите. Часто случается так, что о своих ошибках люди говорить не любят. Поэтому не так много и людей, которые набрались мужества и смогли рассказать о том, что же все-таки они достигли по этой методике — либо все где-то останавливаются и отходят от этого, либо те, кто понял что ошибся и нанес вред своему ребенку просто исчезают из «домановской» ниши, либо (самые наверное бессовестные) продолжают издеваться над своими уже взрослыми «детьми», которым уже, к сожалению, действительно трудно помочь и поэтому такие родители более злые, и более яростно защищают «методику» Домана — а что делать?!
    Может я слишком резко тут высказался — не судите меня строго — я отец 11 летнего сына ДЦП, очень его люблю, делаю все возможное, чтобы ЕМУ помочь и любое посягательство на попытку помешать мне в этом вызывает во мне своеобразную агрессию. Я не только потерял время, прочитав книги Домана (только не спрашивайте — какие? — напоминает — а вы в Бога верите? а Библию читали? — обычно отвечаю — нет мы люди не мэстные), я столкнулся и с теми родителями, кто просто настаивал на применении этой методики. Когда просил объяснить ее суть, разговор, как и тут, заходил всегда на уровне начитанного второклассника, пытающегося объяснить выпускнику ВУЗа азы высшей математики. Нет, наверное, такие есть и среди второклассников, и среди выпускников ВУЗов — но это не наш вариант — все говорят сами не понимая о чем, чувствуют себя очень умными и очень злятся, когда им начинаешь раскрывать их же делитантство.
    А начинать НИЧЕГО НИКОГДА НЕ ПОЗДНО. Это в балет уже в 8 лет поздно — так они на пенсию в 20 уходят. А любить, помогать, лечить и вообще быть счастливым и относится к своему ребенку с любым заболеванием как к нормальному обычному человеку, со всеми его достоинствами — никогда не поздно. Давайте уважать и любить своего ребенка, а не «методики», не жалеть — уважать и любить — все у вас и у нас получится!
    Дай вам всем Бог и пусть ваши детки будут здоровыми, веселыми и счастливыми и будут радовать своих счастливых, веселых, не замученных непосильным трудом родителей.

    С уважением ко всем

    Александр

    • Александр,
      я очень сожалею, что в вашей семье такое несчастье. Скажите, а как вы относитесь к письмам родителей, дети которых стали намного лучше себя чувствовать благодаря этой методике? Я видела десятки таких писем! Случайность? Я разговаривала с людьми, которые собственными глазами видели улучшения! Случайность? Я мать двоих здоровых малышей и прошла курс Домана — очень доброжелательный и позитивный курс. Зачем же вы плохо отзываетесь, не разобравшись в этом вопросе лично? Пожалуйста пройдите курс который проводит Дуглас Доман и напишите нам ваше мнение, это будет полезнее для всех нас!

    • Александр, несколько раз прочитала ваш пост и у меня сложилось мнение, что вы все таки не понимаете суть методики. Все, что вы говорите — общие фразы и ваши возражения на уровне «второклассника». Вы представляете себе физиологический механизм формирования мозговых структур? Если да, то вы должны были бы понимать, что именно предлагает Доман, и не стали бы размахивать вот этой чъй-то несильно то глубокой фразой «C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью». Прочитать даже и все книги Домана для понимания методики Домана- это очень мало, изучите физиологию мозга.
      То, что вы пишите про паттернинги — вы считаете, что это является «глубокими возражениями?»
      Не задача у меня спорить с вами, я просто выразила свое удивление вашим постом. Я мама особого ребенка и также, как и вы, считаю себя разобравшейся с методикой Домана, но для меня еще остаются вопросы, на которые я ищу ответы.

      И еще меня сильно удивило вот это ваше представление: «Все специфические заболевания и отклонения лечат профессиональные врачи, и желательно без «особых» мировых методик. Просто рядовые хирурги, офтальмологи, невропатологи, ортопеды, реабилитологи, тренеры ЛФК, массажисты и т.д. Вот к ним и надо идти за помощью».
      Вы действительно верите, что «рядовые» неврологи и ортопеды расскажут вам, что у вашего ребенка, например, паталогические тонические рефлексы, спастика и гиперкинезы, и их нужно гасить такими-то комплексами упражнений, которые должны выполнятся по 100 подходов каждое и по времени занимать до 7 часов в день. Что то я не встречала ни одного «официального простого врача», который мог бы больше, чем выписать кортексин и махнуть рукой:»ну я не знаю что с вами делать». Зато я теперь знаю, и меня нисколько в свете 7-часового рабочего дня не напрягают ни паттернинги, ни наши любимые с ребенком «уроки»по Доману, , которых она ждет как праздника. В
      Вы пишите, что результаты, которые демонстрируют дети, могли случится не от применения методики Домана, а от другого. Поэтому я не буду хвастаться нашими, кроме одного: мой ребенок с 2.5 лет читает. С тяжелой формой ДЦП, ребенок не может говорить. НО читает. И это нельзя объяснить, что она как-то по другому научилась, кроме как по Доману.. И не надо кидать в меня тапками, что зачем это я больного ребенка читать научила, «ЛИШИЛА ее детства». Я ДАЛА в ей с 2.5 лет возможность общаться, выражать свои мысли , чувства и просьбы, это кроме чистого удовольствия от собственно чтения.

  11. Внимательно перечитала все, о чем думалось 2-3 года назад. И сейчас радуюсь тому, что ни времени ни средств на обучение ребенка по Доману у меня не было. Карточки, которые продаются в магазинах по нашим меркам слишком дороги, краска в принтере закончилась на изготовлении третьей серии карточек. И еще раз ура всему этому! Две недели назад нам исполнилось 3 года и мы умеем делать все то же, что и дочка автора статьи в 3 года и 8 месяцев. Обожаем книжки (первую азбуку «читали» в 4 месяца), считаем, пытаемся писать цифры (сама дочка пришла с просьбой «мама, научи цифру 7 писать»), очень активны физически (ползать начали в 4 мес, сидеть в 5 мес, встали на ноги в 6 мес, в 9 уже начали ходить, сейчас наравне с 6-7 летками пытается осваивать турники и страшную для меня и всех мам дворовую паутинку). Вся моя роль состояла лишь в том, чтобы немного помогать дочке: хочет вставать-прикрепили палку, дальше самостоятельно, хочешь висеть на турнике, пожалуйста, но на том, до которого дотянешься сама, проявила интерес к картинке или книжке (главное во время подкинуть их) давай посмотрим и мама расскажет, что это и про кого. Вот говорить мы начали в год и 11 месяцев, но за две недели прошли стадию от отдельных слов до предложений и говорении о себе в 3-ем лице. А в день 2-х летия выдали фразу «в пульте батарейки сели, дядя Сережа так сказал». Так что родители не заморачивайтесь на методиках, просто прислушивайтесь к своим деткам — они сами знают, что им надо. Не выводите гулять тупо в песочницу, а показывайте мир вокруг, не навязывайте книги, а сами на глазах ребенка побольше читайте, выбирайте не сериалы, а образовательные программмы и смотрите их САМИ, а для детей это лучший пример. Я работаю в школе, к 5 классу ни по одному ребенку невозможно определить, занимались ли с ним с рождения или с 3 лет, а большинству хватило лишь детсадовского развития. А методика Домана имеет право на существование, и для деток с отклонениями развития, наверняка, приносит пользу. Но зачем ее на здоровых детях отрабатывать?

    • Ну во-первых, вы много приложили сил для развития ребенка по другим методикам — сами того не зная т.е интуитивно у вас это получилось — судя по описанному вами У вас примерная схема Монтесори. Во-вторых, все дети разные и вам повезло что у вас ребенок более заинтересован во всем и способен схватывать многое самостоятельно, а большенству деткам нужно помоч просто. Т.е выбрать одну из методик — например Домана. Не даром в школе кто-то отличник и все схватывает, а кто-то 3 получает. Все дети разные, ко всем разный подход.

  12. Дааа… вот читаю два последних комментария и поражаюсь . Люди вроде и про методику читали, интересовались.. но читали видно оооочень очень очень !!! не внимательно. Жаль что вы так и НЕ ПОНЯЛИ её ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — в пустую только потратили время.

  13. Мне показалось, что автор немного агрессивно отстаивает свою позицию. Немного насторожило, хотя методика очень заинтересовала.
    И отступление про садик не понравилось: есть мамы, которые отдают в садик не для отдыха от ребенка, а из необходимости выйти на работу. Ситуации разные и причины ситуаций разные.

    • В методике Дома тысячи карточек. Вы наверняка саму методику не читали раз так говорите. И эти карточки неверно построены т.е не по методике этой. А в таких приложениях десятка два. Тут уже совсем не эта методика. Но лишним не будет — работать конечно можно

  14. Здравствуйте! Я не противник и не сторонник методики, а только сегодня про неё узнала, — своих детей у меня пока нет. Сегодня посмотрела видео, как 1.5-годовалый ребёнок читает с карточек слова по-русски по-английски. Конечно, это впечатляет, даже пугает. И мне интересно узнать, а что происходит с такими детьми дальше. Есть какие-то примеры?
    И ещё я хочу рассказать о собственном опыте. Мама в детстве много занималась со мной сама и отдавала в разные кружки. На английский я начала ходить в 3.5 года, но в группу к детям 6-7 лет. Считать научилась на этих уроках (сама не помню, но так говорит мама, которая сидела занятиях, чтобы я-маленькая не плакала). Ну дети складывали-вычитали по-английски, и я вслед за ними. А по дороге домой мама решила это проверить и дала пример по-русски, и оказалось, что арифметику я освоила сама. Но вот о чём хочу рассказать особо, так это о чтении. На тех занятиях я читала вместе с ребятами простые английские тексты. И я этого не помню. Зато помню такой поворотный момент. Мне уже 5 лет, читаем по очереди один и тот же текст из 3-4 предложений. Первый, второй, третий человек прочитал, очередь за мной. И тут я думаю: «а как я это делаю?» Озарение — «Да я же просто запоминаю за ними! И сейчас я ничего не помню!» Пытаюсь что-то повторить, но получается набор бессмысленных слогов, все смотрят на меня непонимающе…
    И потом уже лет в 8 я училась читать по-английски заново, как все. Да, по-русски читала по слогам в 4 года, но не любила, сама стала брать книгу только в 9 лет.
    Так вот я хочу понять, у детей, которых учат читать по предлагаемой методике, не может ли получиться то же самое?? …Когда сознание закроет доступ к тому неструктурированному облаку, с которым был раньше соединён человек (у меня остались именно такие ощущения).

    Да, проблем со школой у меня впоследствии не было, золотая медаль, потом красный диплом в институте (я математик), с английским, правда, любви так и не сложилось, зато сознательно сложилось с немецким.
    Жду Ваших откликов и мнений.
    С уважением, Мария.

  15. Здравствуйте! Преподаю в школе химию и наблюдаю грустную картину. Способности детей с каждым годом все ниже и ниже. Мамочки устраивают истерию с обсуждением по поводу разных методик раннего развития, но весь пыл их заканчивается к 5 классу, когда обучение становится сложным . Тридцать лет назад мамы не истерили по поводу новомодных методик и дети были умнее и целеустремленнее.

  16. Добрый день! Мне вообще не нравятся эти методики ( особенно Американские) в том числе и Г. Домана! Мне больше нравится методика французов!!! Они не только развивают своих детей но и учат их быть самостоятельными и дисциплинированными
    ! » по отличия американцов — французские дети не плюются едой!

  17. Добрый день! Огромное спасибо за статью! Методика Домана — это волшебство!!! Говорю как мама особого ребенка, на которого все доктора махнули рукой, а один из лучших реабилитологов в москве за год (!) интенсивных занятий (он приходит к нам через день, перерывы делаются только в случае болезней малыша) смог добиться того, что малыш научился сам садиться, и ползания на животе, причем не по-пластунски, а только на руках. Малыш ползал как тюлень, ножки не работали(((

    Начитавшись негативных отзывов о методике Домана, я поначалу решила не тратить на нее время, и, доверяя нашему реабилитологу — а он реально мастер своего дела, просто случай у нас сложный, параллельно с его занятиями занималась дополнительно с ребенком сама развитием установочных рефлексов через присаживание, отжимание и тп по методике нашего реабилитолога, йогой, много было занятий на мяче и тп. И при этом я много читала литературы по детской неврологии, смотрела лекции по нейронаукам (лекции Анохина на ютюбе о работе мозга, его эволюции, памяти — очень рекомендую). И видимо созрела для Домана))) решила сама почитать его книги, чтобы составить собственное мнение. И прониклась и самой методикой, и главной идеей Домана — «The Brain Grows By Use.» — мозг растет, когда используется. Тем более, что ВСЕ предположения Домана согласуются с новейшими достижениями нейронауки. Вы знали, что в мозгу ежедневно генерятся тысячи новых нейронов? и этот процесс идет до самого последнего дня человека? и что генерация нейронов увеличивается в разы при физических нагрузках? и что эти нейроны встраиваются в центральную нервную систему только при получении новой информации? и что процессы запоминания усиливаются при попадании организма в новую среду? и что в мозгу постоянно идут процессы «перезаписи информации», при этом качество информации при каждой последующей перезаписи изменяется в зависимости от нового опыта, полученного индивидом? Благодаря этим знаниям методика Домана стала мне не только понятной, но и я получила огромный стимул для тщательного выполнения всей программы развития!

    Мы начали со стимуляции зрительной компетенции (всю методику Домана сразу не применить, если разбираться с ней самому, без помощи, она действительно непростая), при этом оказалось, что методика нашего реабилитолога вполне себе заменяет паттеринг, а наша йога — практически идентична рекомендациям Домана по развитию двигательной компетенции. через пару недель после начала стимуляции зрения малыш стал ползать по-пластунски, а еще через пару недель — встал на четвереньки. Скорость развития выросла на треть! Сейчас мы добавили стимуляцию тактильности и мануальной компетенции, и малыш неузнаваемо изменился. Он стал активным, любознательным, он много ползает на четвереньках, причем очень быстро. начинает вставать у опоры, хотя пока только на колени, но он сам (!) это начал делать. он придумывает сам игры!!! а раньше я расстраивалась, что он ни во что играть не хочет. а он просто толком меня не видел и не ощущал себя в пространстве((((

    Малыш с удовольствием рассматривает карточки и повторяет за мной названия изображенных на них предметов. Причем когда я показывала ему кота и повторяла: «кот»,»кот». Малыш улыбнулся и сказал «киса»! именно так мы называли нашего кота летом в деревне. А до начала показа карточек малыш не говорил, только гулил и чуть-чуть начинал лепетать.

    Понятно, что я занимаюсь с малышом практически весь день, но играть мы с ним тоже успеваем, и сам он играет прекрасно (должна же я когда то пообедать и еду приготовить :) ), при этом он не ноет, не пищит, он сам играет в игрушки и исследует окрущающий его мир!

    Жаль только, что я так поздно созрела для методики Домана, но я верю в своего малыша и в себя тоже верю!

    А что касается «с нами никто по доману не занимался, а кандидатские мы защитили»,может, уже бы и докторскую защитили? и на международных конференциях выступали? шутка))

    Если вы посмотрите на ютюбе видео про малышей, которым показывают карточки Домана, и обратите внимания на их глаза, а потом обратите внимание на глаза большинства малышей на площадке в своем дворе — по моему скромному мнению, вы почувствуете большую разницу и побежите заниматься со своим малышом!

    А для родителей особых деток — особенно рекомендую эту методику. Не только потому,что другой нет, а потому, что здесь все очень грамотно разработано. Сложно, да. Но мозг — структура не то, что сложная, а суперсложная, одних нейронов там порядка 100 миллиардов, а связей между ними — триллионы. Простая методика повреждения такой структуры не восстановит. А Домановская — работает!

  18. Пытаюсь разобраться сейчас с этой методикой, но есть у меня вопросы, на которые ответа пока не нашла. Здоровые изначально дети, с которыми занимались по Доману и которые уже выросли: где они сейчас, как им помогли/не помогли в жизни эти занятия? Есть ли смысл куда-то спешить, если ребёнок всё равно научится читать и писать? Читала автобиографию Агаты Кристи, она там описывает, что в пять лет научилась читать сама, наблюдая, как читают вслух взрослые. Это не единственный пример, который я знаю. Хотя её мать считала, что до восьми лет дети читать не должны — это вредно: была в то время какая-то такая методика. И не вредят ли эти ранние гимнастические упражнения? Очень много есть в сети описаний последствий бэби-йоги по Чарковскому. Да и ортопеды с травматологами подтверждают, что с такого рода нагрузками нужно подождать лет до 5 — 6. Я за то,что нужно с ребёнком заниматься, но не хочется по незнанию навредить. А в сети вижу только информацию от мамочек маленьких детей, занимающихся по Доману. Далекоидущих каких-то результатов не видела. Если кто поделится, буду благодарна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree